АНО ДПО "ПИК"

Домой » О комплексной системе экологического профессионального образования

О комплексной системе экологического профессионального образования

Комплексная система экологического профессионального образования, как важнейшая составляющая концепции развития региональной системы обращения с отходами производства и потребления

Бородачев В.В., Е.В.Копосов

Большинство субъектов Российской Федерации в принятых стратегиях развития регионов предусматривают создание условий для сбалансированного, экологически без-опасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом одним из важнейших направлений является проблема отходов, количество которых постоянно растет, состав усложняется, а также увеличиваются площади зе-мель, занятых под полигоны для их размещения, расходы на утилизацию отходов растут.

Управление твердыми бытовыми отходами (ТБО), в целом, охватывает обширную сферу научного знания, включающую теорию и практику мониторинга состояния окружающей среды, развитие малоотходных и безотходных технологий, способов вторичного использования и переработки ТБО, экологического законодательства, осуществления экологических экспертиз, сертификаций, лицензирования, а также реализации инновационных и инвестиционных проектов в системах управления ТБО и др.
В частности, в странах ЕС система управления отходами предполагает наличие интегрированной системы различных аспектов: социальных, экономических, норматив-но-правовых, управленческих, образовательных и технических. Основное направление управления отходами определяют принципы устойчивого развития, создающие основу иерархии методов обращения с отходами.

Поэтому не случайно в ряде регионов РФ, в том числе в Нижегородской области, разработана и начала реализацию единая Концепция регионального управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, которая базируется на стратегическом курсе создания индустриальной базы переработки отходов и сокращения полигонного захоронения в регионе.

Концепция, прежде всего, направлена на развитие (на основе положительного опыта ЕС) соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей весь процесс обращения с отходами в регионе и создания экономических условий для наиболее полного вовлечения отходов, являющихся вторичными ресурсами, в сферу производства, в том числе с активным участием малого и среднего бизнеса.

В перечень действий по этому направлению обращения с ТБО согласно Концепции входят: организация экологической безопасности системы сбора ТБО и крупногабаритных отходов (КГО), двухэтапного вывоза ТБО, переработка и обезвреживание ТБО, раздельно сбора, вывоза и переработки вторсырья.

Одним из важнейших элементов Концепции является Комплексная система экологической подготовки специалистов и воспитания населения, которая включает в себя:

  • определение полной номенклатуры специалистов, работающих по реализации Концепции на всех уровнях управления и разработка требований к их квалификациям;
  • определение категорий специалистов, которым необходимо пройти аттестацию и специальную сертификацию для российских условий функционирования генеральной схемы санитарной очистки региона;
  • выбор профильных учебных программ и учебных заведений их реализующих;
  • разработку требований к аттестации и сертификации, контрольных тестов и экзаменов, определение порядка и механизма аттестации и сертификации;
  • определение категорий специалистов, которым необходима международная сертификация с получением соответствующих документов ЕС и создание международного учебного центра, реализующего подготовку, повышение квалификации и переподготовки специалистов, которым необходима международная сертификация;
  • принятие региональных законодательных актов об обязательном обучении, аттестации и сертификации специалистов для получения сертификатов ЕС.

Система экологической подготовки специалистов и воспитания населения учитывает основные этапы внедрения перспективной системы обращения с отходами. При этом особое внимание обращается на проблемы совершенствования нормативно-правовой базы, организационные, информационные и образовательные процессы, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на реализацию перспективных проектов и организацию работ, обеспечивающих экологически безопасное удаление, обезвреживание и утилизацию отходов, создание высокотехнологичных перерабатывающих производств и комплексной регулируемой государством системы управления отходами.

В учебной программе рассматриваются основные институциональные преобразования, направленные на формирование системы обращения с отходами на территории региона, которые выполняются органами государственной власти и органами местного самоуправления с привлечением ведущих специалистов в области природопользования, охраны окружающей среды и обращения с отходами, а также научно-исследовательских организаций.

Здесь подчеркивается, что разработка и внедрение на территории региона «Единых рекомендаций к строительству и эксплуатации объектов размещения отходов» дает возможность строить и вводить в эксплуатацию полигоны, отвечающие требованиям ЕС.

При этом большое внимание уделяется рассмотрению особенностей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что позволяет применительно к конкретным условиям осветить ряд важных технических и технологических задач, а так-же осуществить техническую стыковку отдельных технологических линий и производственных установок в комплексах по переработке отходов, собираемых в регионе.

В Программе делается акцент на создание эффективной информационной базы, направленной на повышение уровня информированности и заинтересованности различных целевых аудиторий, а также обеспечение информационной поддержки реализуемых технических мероприятий (внедрения раздельного сбора, сбора токсичных бытовых от-ходов и т.п.).
С целью повышения уровня информированности и заинтересованности различных категорий специалистов, а также обеспечения возможности реализации ряда технических мероприятий, требующих участия общественности, предполагается:

  • разработка и создание информационных стендов, содержащих информацию о порядке, принципах и актуальности внедрения системы селективного сбора бытовых отходов;
  • создание и поддержание информационного ресурса об отходах (сайта waste.nnov.ru), что позволит всем желающим получить интересующую информацию по обращению с отходами;
  • информационная кампания в средствах массовой информации разработка и прокат в эфире социальной рекламы.
    Для обеспечения доступности для населения и хозяйствующих субъектов информации о движении отходов предусматривается:
  • подготовка и тиражирование ежегодного отчета по обращению с отходами на территории региона, что позволит получать систематизированную информацию, представлять статистические данные в доступном виде;
  • формирование и ведение регионального кадастра отходов, что обеспечит систематизацию данных об обращении с отходами.

Комплексная образовательная система для работающих в сфере обращения с отходами, уже функционирует в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Здесь реализуется, в частности, Международная программа повышения квалификации руководителей и специалистов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, надзорных и контрольных органов, а также специализированных учреждений и организаций в сфере обращения с отходами. Эта учебная программа создана в ННГАСУ по инициативе правительства Нижегородской области совместно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Центром обучения ТПП г. Лейпцига (Германия). Учебная программа предназначена для обучения руководителей и специалистов безопасному и эффективному обра-щению с отходами производства и потребления, а именно:

  1. современным методам управления и контроля в сфере обращения с отходами,
  2. новейшим способам сбора, сортировки, транспортировки, переработке и утилизации отходов.

В ходе обучения слушатели знакомятся с:

  • законодательством и основными принципами и целями обращения с отходами в ЕС;
  • моделью организации работы с отходами в Германии;
  • существующей системой управления отходами в России;
  • комплексной системой управления отходами в Нижегородской области — в рамках Концепции областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области 2010-2015 г.г.».

Слушателям дана возможность познакомится с практическим опытом предприятий и организаций Нижегородской области и других регионов России, работающих с применением передовых технологий и новой техники в сфере обращения с отходами. Дополнительно предусмотрена стажировка в Германии для слушателей и российских преподавателей, которую организует ТПП г. Лейпцига по программе «Современные методы переработки бытовых отходов» продолжительностью 40 часов. По завершению обучения в ННГАСУ слушатели получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца, а в Германии — сертификат ТПП г. Лейпцига. Положительно оценивая полученный опыт реализации Международной обучающей экологической программы можно сделать вывод о том, что это только лишь первый шаг в реализации комплексной системы подготовки кадров, работающих в сфере обращения с отходами.

В дальнейшем планируется изучение опыта других стран. Интересная практика по работе с ТБО есть в США, где закон о борьбе с твердыми отходами был принят в 1976 го-ду. Важен тот факт, что правительство и предприятия США ежегодно расходуют на за-щиту окружающей среды от загрязнений порядка 90 млрд. долларов, причем около 60% этой суммы расходуется предпринимателями.

Особый подход к организации данного вида деятельности имеет место в Японии, которая по большинству видов сырья и топлива сильно зависит от импорта. Именно по-этому здесь проблеме организации переработки отходов уделяют чрезвычайное внимание. Поддержание качественных показателей в этой стране достигается наличием государственных стандартов, как на сами отходы, так и на продукты их переработки, что об-легчает сбор, переработку отходов и реализацию продуктов их рециклирования. Анализ же европейского опыта обращения с отходами дает возможность выявить основы и тенденции альтернативных методов переработки ТБО и в целом систем управления отхода-ми. Здесь особый интерес вызывает практика деятельности по работе с ТБО в Дании, Швеции, Австрии, Бельгии, Норвегии и др. стран, где уровень переработки отходов составляет от 30% до 50 % и более, а также некоторые негативные аспекты деятельности в Великобритании, Индии, Португалии и Греции, где перерабатывают лишь 15% отходов. Немало опыта по созданию экологически безопасного развития территории имеется в различных регионах России. Экологическое образование и просвещение рассчитывает и на систематические научные исследования в этой сфере деятельности. Так для эффективного функционирования региональной системы сбора и переработки ТБО необходимы исследования по следующим направлениям:

  • оценки экономической эффективности предприятий по рециклингу, составление их бизнес-планов;
  • исследование рынков сбыта рециклированной продукции, как в области, так и в граничащих с ней регионах. На основе анализа потенциальных рынков сбыта могут быть проведены корректировки в плановых мощностях предприятий и, соответствен-но, в расчете затрат на их строительство;
  • дальнейшей минимизации транспортных издержек. Необходимо проанализировать возможность использования речного транспорта (барж) для транспортировки ТБО до мест их переработки в летний период времени, а также трубопроводного транс-порта;
  • тарифной политики. После расчета всех транспортных затрат, а также возможных субсидий со стороны бюджета региона, нужно представить обоснованные тарифы, которые будут оплачиваться населением;
  • определение целесообразности создания отдельных пунктов по приему вторсырья (например, стекла) в населенных пунктах;
  • разработки экономического механизма, направленного на поощрение рециклинга ТБО в регионе.

То есть, данная Комплексная система экологической подготовки специалистов и населения предполагает довольно широкий спектр деятельности по обучению всех категорий специалистов, работающих по реализации Концепции регионального управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.