В.В.Бородачев – проректор по ДПО ННГАСУ,
член Комитета по профессиональному
образованию НОСТРОЙ
1. Проблема подмены качественного профессионального образования торговлей удостоверениями.
По нашему мнению появление данной проблемы связано с отсутствием единой системы повышения квалификации специалистов строительной отрасли. Во- первых необходимо вернуться к профессионально-должностной системе повышения квалификации, которую всегда организовывала администрация, кадровая служба и профсоюзы строительной организации совместно с системой дополнительного профессионального образования вуза. Каждый специалист должен проходить такое обучение, завершающееся аттестацией минимум, 1 раз в 5 лет, а при переходе на новую должность – пройти повышение квалификации перед назначением. Данный вид повышения квалификации под силу лишь вузу и его профильным кафедрам, а конкурентов в виде учебных центров продающих удостоверения просто не будет. Поэтому удостоверение, ранее государственного, а сейчас установленного образца, специалисты организаций – членной СРО получат в вузах имеющие государственные лицензии на эти программы повышения квалификации. Эти удостоверения вузов будут необходимыми и достаточными условиями тестирования и аттестации специалиста – члена СРО.
P.S. Аналогичный подход и к специалистам со среднем специальным образованием, только здесь вместе с вузом повышение квалификации могут проводить профильные учреждения средне-профессионального образования (СПО).
Следующий этап – предаттестационная образовательная подготовка к тестированию по видам работ, влияющим на безопасность капитального строительства. Здесь специалист – член СРО может самостоятельно подготовиться к тестированию, тем более если в этом поможет НОСТРОЙ, доведя до каждой строительной организации в бумажном и виртуальном виде учебно-методическое обеспечение, утвержденных НОСТРОЙ учебных программ по видам работ, влияющим на безопасность капитального строительства. Однако, как показывает практика, необходима целенаправленная подготовка в виде учебных курсов по конкретным специализированным блокам, которую качественно сможет дать только серьезное профессиональное учебное заведение ВПО и СПО. При такой четкой организации работы СРО сменят свою ориентацию с учебных центров, торгующих удостоверениями без обучения, на постоянные контакты с серьезными учреждениями профессионального образования.
P.S.Период продажи удостоверений гособразца к счастью завершается с 01 сентября 2013 года, когда вступает в силу новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отменяет государственную аккредитацию программ дополнительного профессионального образования. В строительной отрасли общественная аккредитация образовательных учреждений и профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ будет осуществляться общероссийским межотраслевым объединением работодателей «Российский Союз строителей» (ОМОР РСС) совместно с Международной общественной организацией «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (АСВ). И сюда уже дорога «продавцам удостоверений» закрыта! Таким образом, данная проблема серьезная, комплексная. Эффективность ее решения зависит от тесного взаимодействия Минрегиона, Минтруда, Минобрнауки, Рособрнадзора, Российского Союза строителей, Национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ, НП ОНС, НП ОНП, НП ОИИС), Ростехнадзора, профессиональных объединений учреждений ВПО и СПО строительного профиля, местных органов власти и др.
2. Проблема качества образовательных программ.
К сожалению, до настоящего времени вопросы качества обучения не становились ни одной СРО. На повестки дня был один вопрос: количество удостоверений повышения квалификации гособразца, как для вступления в СРО, так и для получения допуска по видам работ, влияющим на безопасность капитального строительства. Не имело отношения к «качеству» и введение тестирования, за которое взялись с благословения НОСТРОЙ не только строительные государственные образовательные учреждения, а в большей мере — учебные центры, торгующие документами, и сами СРО. При этом к контролю за процессом тестирования и аттестации специалистов – членов СРО, до сих пор не приступили контролирующие организации: Ростехнадзор и объединение работодателей. И как итог — мы получаем положительные результаты тестирования практически стопроцентные, причем именно в самых захудалых центрах тестирования испытуемые дают 100 % правильные ответы на вопросы тестов. Так, что здесь уже нашли лазейку для продажи результатов тестирования. В ближайшем будущем эта проблема по нашему мнению может найти решение через процедуру профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, в которой главную роль будут играть Российский Союз строителей, национальные объединения саморегулируемых организаций и других профессиональных объединений строителей. Аккредитация учебных программ должна гарантировать их качество, как на бумаге, так и в самом учебном процессе. А что касается цены образовательных услуг, то здесь проблем не возникает, так как при получении отраслевой аккредитации учреждения профессионального образования вступают в длительные и масштабные взаимодействия со строительными организациями. И в этих условиях о стоимости обучения всегда можно взаимовыгодно договориться.
3. Влияние СРО на качество обучающих программ.
В принципе участие работодателей в разработке учебной программы повышения квалификации сегодня не проблема. Наоборот, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требует от образовательных организаций теснейшего взаимодействия с работодателями при разработке учебных программ и их реализации. Кроме этого на работодателей возлагается задача не только профессионально-общественной аккредитации программ, но и аттестация преподавателей, их реализующих, и итоговая аттестация специалистов, прошедших обучение. Что касается насыщения учебных программ передовым отечественным и зарубежным опытом, то и эта проблема уже находит решение. Так в рамках международной ассоциации строительных высших учебных заведений формируется система информационной интеграции, которая в регионах охватывает и учреждения СПО и саморегулируемые строительные организации. Кроме этого на базе учреждений СПО региональными министерствами образования совместно с работодателями создаются ресурсные центры. Например, в Нижегородской области уже функционирует 9 ресурсных центров, часть из которых включает и строительные направления. В 2013 году планируется создание на базе СПО двух ресурсных центров общестроительного направления. Большие перспективы мы видим, создавая сегодня Нижегородский строительный образовательный консорциум, в который входит ННГАСУ, учреждения СПО строительного профиля, объединения работодателей и местные органы власти. Одним из первых в рамках Консорциума запланировано создание единого Дома передового опыта, который сфокусирует отечественные и мировые достижения в сфере строительства через участие ведущих мировых строительных форм со своими достижениями в новых строительных технологиях, технике, строительных материалах. Фрагменты этой работы уже имеют место с фирмой КНАУФ, которая в профессиональных образовательных учреждениях Нижегородской области (в том числе и в ННГАСУ) создала более 10 фирменных ресурсных центров. Что касается коротких модульных курсов по актуальным вопросам, то ННГАСУ уже несколько лет их проводит как с отечественными и зарубежными фирмами, создающими передовые технологии, новую технику и материалы для строительной отрасли.
4. Проблема аккредитации учебных центров в НОСТРОЙ.
В настоящее время СРО свои образовательные центры уже не аккредитует, а использует для этих целей НОСТРОЙ. Однако проблема открытия, и функционирования учебных центров при СРО сохранилась. Создание собственных учебных центров СРО, как они объясняют, минимализирует их финансовые затраты на обучение и тестирование своих членов СРО. И если в государственных учебных заведениях финансовая, налоговая и т.п. политика определяется государственными органами и их требования для образовательных организаций – закон, то СРО в своих ОУ – сам себе режиссер., поэтому почва для коррупции благодатная. В настоящее время в строительных вузах подготовка, переподготовка и повышение квалификации строителей составляет чуть более 50% общего объема контингента обучающихся, в учреждениях СПО и того меньше – около 20-30%, так что есть очень большой резерв в расширении этой образовательной деятельности в вузах и ССУЗАХ, а не в самопальных ОУ.
5. В настоящее время в строительном комплексе складывается стройная отраслевая система профессионального образования специалистов, которая по горизонтали объединяет профильные вузы и ссузы в ассоциации (объединения), а по вертикали территориальные консорциумы (кластеры). В рамках этой системы начинают активно реализовываться так называемые Центры коллективного пользования, на базе образовательных ресурсных центров, а также выставочных и образовательных комплексов передовых фирм строительной сферы. Именно такие Центры позволяют объединить усилия профессиональных образовательных учреждений всех уровней с работодателями и местными органами власти для организации эффективной современной учебы как специалистов и рабочих строительной отрасли, так и преподавателей вузов и ссузов.