АНО ДПО "ПИК"

Домой » О направлениях деятельности архитектурно-строительного университета

О направлениях деятельности архитектурно-строительного университета

Новые направления деятельности архитектурно-строительного университета в условиях современной модернизации отраслевой системы профессионального образования строительного комплекса

Бородачев В.В., Копосов Е.В.

(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский
государственный архитектурно-строительный университет»)

Модернизация отраслевой системы профессионального образования кадров строительной сферы характеризуется усилением организующей и координирующей роли международной ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ) и Стратегического партнерства Национального исследовательского университета строительства и архитектуры. В рамках АСВ создается новая система лицензирования и аккредитации программ ДПО, которая реализуется через вновь организованные структуры АСВ:

  • Учебно-методический Совет по развитию дополнительного профессионального образования (УМС ДПО) Учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области строительства и Международной ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ)
  • ООО «Институт развития квалификаций и компетенций в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве» (ООО «ИРКК»)при участии Комитета по непрерывному профессиональному образованию строительной отрасли Российского Союза строителей.

При этом в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на данные структуры возлагается сегодня и профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных про-грамм, и общественная аккредитация образовательных организаций.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ и общественная аккредитация образовательных организаций в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и смежных областях деятельности является отраслевым организационным инструментом, гарантирующим качество профессиональной подготовки специалистов, рабочих и служащих на уровне необходимом для кадрового обеспечения процессов технологической и управленческой модернизации в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и смежных областях деятельности.

В свою очередь качество профессиональной подготовки во многом определяется содержанием профессиональных образовательных программ, их соответствием требованиям профессиональных стандартов и требованиям работодателей, качеством разработки и уровнем оформления соответствующих учебно-методических материалов, качеством и уровнем учебно-организационных, материально-технических и других образовательных ресурсов, обеспечивающих их реализацию в образовательной организации.

В строительной отрасли на федеральном уровне в Российском Союзе строителей проходят профессионально-общественную аккредитацию лишь программы профессиональной подготовки и переподготовки, имеющие государственную лицензию и экспертное заключение АСВ о соответствии образовательной программы отраслевым требованиям к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации. Профессионально-образовательные программы повышения квалификации разрабатываются учебными заведениями и реализуются совместно с работодателями на региональном уровне или даже на уровне строительной организации, на базе профессиональных стандартов и квалификационных требований.

Повышению эффективности образовательного процесса в строи-тельной отрасли способствует создание единого информационного центра новых строительных технологий в рамках АСВ и регионального Консорциума образовательных учреждений ВПО, ДПО, СПО и НПО строительного профиля, а также учебно-выставочного Центра передовых технологий, новой техники и материалов, которыми могут пользоваться все члены Консорциума. Большую роль в повышении качества учебного процесса и его практической направленности играет создание областной сети образовательных ресурсных центров, деятельность которых опирается на концентрацию единого образовательного потенциала с обеспечением его коллективного использования. Причем новые объединения включают в себя не только учебно-лабораторное оборудование, но и учебно-методические, производственные, информационные, кадровые и другие ресурсы, обеспечивающие подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

В настоящее время, например, в Нижегородской области на базе учебных заведений СПО и НПО функционирует 9 ресурсных центров, некоторые из которых частично обслуживают и строительные отрасли при подготовке сварщиков, монтажников, работников автомобильно-дорожных специальностей и др. Планируется вокруг архитектурно-строительного университета сформировать круг образовательных ресурсных центров строительного профиля. В частности, для эффективной реализации программ повышения квалификации и предаттестационной подготовки, рекомендованных для саморегулируемых организаций целесообразно создать специализированный комплекс ресурсных центров, сформированный по группам программ для видов работ, влияющих на безопасность работ по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту (рис.1).

Ресурсные центры должны стать центрами приобретения профессионального мастерства, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов.

В рамках ресурсных центров на базе экспериментальных средних школ могут создаваться профильные классы с технической направленностью, с представлением возможности старшеклассникам получать учебно-производственные и рабочие места на предприятии, что способствует формированию профессиональной карьеры связанной с производственной деятельностью. Для эффективного формирования производственной карьеры целесообразно использовать и опыт других стран, в частности США по составлению портфолио в качестве основного сертификационного документа. Портфолио включает в себя образцы выполненных производственных заданий, а также основные документы: планы развития для формирования компетентности, оценочные листы, в которых руководители производственной практики отмечают фактическое выполнение заданий или успешную демонстрацию умений и навыков, сертификат компетентности в соответствующем производственном секторе, резюме, которое выпускники учебного заведения могут использовать для поиска нового рабочего места. Эти документы позволяют выпускникам продолжить обучение по выбранному профилю или получить рабочее место.

Современная модернизация профессионального образования характерна существенным повышением роли работодателей в организации обучения, а также аттестацию студентов, слушателей и преподавателей.

Сегодня технический университет и объединение работодателей — это единый механизм организации современного профессионального образования. При этом новая роль работодателей особенно ярко прояв-ляется:

  • в организации системы перспективного планирования необ-ходимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и руководителей строительных организаций;
  • в участии в разработке и реализации учебных программ учреждений ВПО, ДПО, СПО и НПО;
  • в организации профессионально-общественной аккредита-ции программ ДПО;
  • в проведении оценки уровня квалификации выпускников университетов, учреждений СПО и НПО;
  • в работе экзаменационных и аттестационных комиссий учеб-ных заведений;
  • в проведении систематического мониторинга потребности кадров для строительной отрасли.

 

Рис. 1. Областная структура образовательных ресурсных центров

Модернизация профессионального образования существенным об-разом повлияла на повышение роли кафедр университета в организации специализированных систем профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилю кафедры, а также в создании единой отраслевой системы повышения квалификации и ста-жировки преподавателей учреждений ВПО, ДПО, СПО и НПО.

Кафедры университета должны встать во главе процесса функционирования системы профессионально-должностного повышения квалификации кадров профильных для кафедр специальностей и вести постоянный мониторинг развития карьеры выпускников кафедр. На плечи кафедры сегодня также ложится формирование группы профильных базовых предприятий для систематической работы по повышению квалификации и переподготовки кадров, организации научного, консультационного, информационного и экспертного обслуживания и совместного проведения производственных, научно-практических конференций и краткосрочных семинаров по наиболее актуальным вопросам. Вместе с тем повышение квалификации самих преподавателей должно быть связано с обязательными стажировками на профильных предприятиях и в учебных заведениях, в том числе и за рубежом. Способность профессионального роста и аттестация качеств профессиональной подготовки преподавателей проводится с активным участием работодателей.

Бородачев Владислав Владимирович – проректор по дополни-тельному профессиональному образованию, кандидат технических наук, профессор.
Копосов Евгений Васильевич – ректор, доктор технических наук, профессор.