Основные принципы проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций строительной сферы
В.В.Бородачев, проректор по ДПО, к.т.н., профессор.
Е.В.Копосов, ректор, д.т.н., профессор
ФГБОУВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г.Нижний Новгород
Статья 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций, в том числе и в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и смежных областях деятельности. Данная аккредитация является отраслевым организационным инструментом, гарантирующим качество профессиональной подготовки специалистов, рабочих и служащих на уровне необходимом для кадрового обеспечения процессов технологической и управленческой модернизации в сфере строительств и смежных областях деятельности. Причем качество профессиональной подготовки определяется содержанием профессиональных образовательных программ, их соответствием требованиям профессиональных стандартов и требованиям работодателей, качеством разработки и уровнем оформления соответствующих учебно-методических материалов, качеством и уровнем учебно-организационных, материально-технических и других образовательных ресурсов, обеспечивающих их реализацию в образовательной организации.
В строительной отрасли Российской Федерации подготовлено Положение о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций в сфере строительства и смежных областях деятельности (далее — Положение), разработаное Общероссийским Межотраслевым объединением работодателей «Российский Союз строителей» (далее — ОМОР РСС) совместно с Международной общественной организацией «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (далее — АСВ) с целью установления унифицированных принципов, требований и правил оценки и подтверждения качества профильных профессиональных образовательных программ и уровня деятельности реализующих их образовательных организаций.
Данное Положение определяет субъектов деятельности по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций; общие правила их аккредитации; общие правила организации и технологию проведения аккредитационной экспертизы профессиональных образовательных программ и процедуру аккредитации образовательных организаций; требования к содержанию и учебно-методическому обеспечению аккредитуемых профессиональных образовательных программ; требования к аккредитуемым образовательным организациям.
В соответствии с п.1-2 ст.96 ФЗ «Об образовании» целью общественной аккредитации является «… признание уровня деятельности организации… соответствующих критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций», Поэтому общественная аккредитация учреждений высшего профессионального образования строительного профиля организуется АСВ. Непосредственная работа по организации Аккредитации возлагается на Совет УМО АСВ и учебно-методический совет по развитию дополнительного профессионального образования АСВ (УМС ДПО АСВ). Вузы-члены АСВ проходят общественную аккредитацию с учетом направлений подготовки (специальностей) по которым вуз имеет государственную лицензию и аккредитацию и перечнем программ профессиональной переподготовки, получившим государственную лицензию.
Правление АСВ создает центральную аккредитационную Комиссию АСВ и специализированные экспертные советы по основным направлениям подготовки (специальностям) при головных архитектурно-строительных университетах АСВ для разработки отраслевых требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций посредством программ профессиональной переподготовки, а также проверки соответствия содержания программ профессиональной переподготовки, разработанных вузами-членами АСВ этим дополнительным требованиям. Специализированные экспертные советы региональных отделений АСВ организуют разработку отраслевых требований к программам профессиональной переподготовки по направлениям (специальностям) делегированных Правлением АСВ данному специализированному экспертному совету. Правление АСВ и Президиум ОМОР РСС утверждают отраслевые требования к программам профессиональной переподготовки, направляют их в Рособрнадзор в качестве нормативной базы для государственного лицензирования данной программы вуза. АСВ заключает соглашение с Рособрнадзором с признанием утвержденных Правлением АСВ отраслевых требований к программам профессиональной переподготовки строительного профиля для нормативной базы государственного лицензирования этих программ. Для проведения экспертизы соответствия, разработанной вузом-членом АСВ, программы профессиональной переподготовки отраслевым требованиям к программам в специализированный экспертный совет должны быть представлены:
- учебно-тематический план;
- развернутая учебная программа, включающая учебные программы дисциплин, предметов, курсов и т.п.;
- отчет о проведении апробации (в случае ее практической реализации);
- сведения об информационно-методическом обеспечении образовательного процесса;
- сведения о материально-техническом обеспечении образовательного процесса;
- сведения о квалификации и опыте привлекаемых научно-педагогических работников;
- прочие существенные сведения.
Перечень и формы представляемых документов могут уточняться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и данного Положения. Для проведения экспертизы профессиональных образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, дополнительно должны быть представлены:
- электронные учебно-методические комплексы (на компактных носителях или в среде Интернет), включающие: дидактические материалы, учебно-организационные, учебно-методические, учебно-информационные и иные образовательные ресурсы;
- средства обеспечения интерактивности образовательного процесса;
- описание технических характеристик оборудования и программного обеспечения для реализации дистанционных технологий.
Для всех профессиональных образовательных программ проверяется наличие четко сформулированных результатов обучения, согласующихся с целями и задачами программы, а также их соответствие требованиям соответствующих профессиональных стандартов и/или квалификационных должностных характеристик. Результатом работы экспертных комиссий являются экспертные заключения, представляющие собой развернутую оценку соответствия или несоответствия заявляемой программы соответствующим отраслевым требованиям к профессиональным образовательным программам, определяемым законодательством Российской Федерации, и требованиям, установленным принятым Положением. Наличие экспертного заключения о соответствии заявленной профессиональной образовательной программы отраслевым требованиям к минимуму содержания и уровню требований к специалисту для получения дополнительной квалификации является необходимым условием для государственного лицензирования данной программы. Информация о профессиональной образовательной программе вуза прошедшего государственное лицензирование и заявка вуза для профессионально-общественной аккредитации предоставляется УМС ДПО АСВ в Комитет РСС по непрерывному профессиональному образованию в строительной отрасли. В соответствии с требованиями ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ должны проводить работодатели, их объединения, уполномоченные ими общественные организации ст.96(п.4-6), то есть в строительной отрасли на федеральном уровне – это Общественное Межотраслевое объединение работодателей «Российский Союз строителей» (далее ОМОР РСС).
На федеральном уровне в ОМОР РСС проходят профессионально-общественную аккредитацию программы профессиональной подготовки и переподготовки. Профессионально-образовательные программы повышения квалификации разрабатываются вузами и реализуются совместно с работодателями, их объединениями на региональном уровне на базе профессиональных стандартов и квалификационных требований и аккредитуются ими. Сведения об аккредитованных профессиональных образовательных программах заносятся в Реестр профессиональных образовательных программ, прошедших профессионально — общественную аккредитацию ОМОР РСС. Сведения об аккредитации образовательных организаций заносятся в Реестр образовательных организаций, прошедших общественную аккредитацию АВС. Реестры размещаются в открытом доступе в сети Интернет.