АНО ДПО "ПИК"

Домой » Проблемы качества профессионального образования специалистов строительного комплекса в современных условиях

Проблемы качества профессионального образования специалистов строительного комплекса в современных условиях

В.В.Бородачев

(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)

Основная проблема качества профессиональных образовательных программ и процесса их реализации связана с отсутствием профессиональных стандартов, которые должны лечь в основу содержания профессиональных образовательных стандартов и отраслевых дополнительных требований к обучающим программам и специалистам. Но профессиональных стандартов строительной отрасли пока нет и их ожидание должно сопровождаться другими качественными изменениями образовательного процесса. Так сложилось, что с появлением саморегулируемых организаций в строительной отрасли качественное обучение вообще оказалось не нужным, а на первый план вышло количество удостоверений государственного образца, приобретенных по минимальной цене членами СРО для их аттестации и получения допусков к видам работ, влияющим на безопасность капитального строительства.

В ближайшем будущем эта проблема по нашему мнению может найти решение через процедуру профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественная аккредитация образовательных организаций, в которой главную роль будут играть Российский Союз строителей, национальные объединения саморегулируемых организаций и других профессиональных объединений строителей совместно с Международной ассоциацией строительных высших учебных заведений(АСВ). Аккредитация учебных программ должна гарантировать их качество, как на бумаге, так и в самом учебном процессе. А что касается цены образовательных услуг, то здесь проблем не возникает, так как при получении отраслевой аккредитации учреждения профессионального образования вступают в длительные и масштабные взаимодействия со строительными организациями. И в этих условиях о стоимости обучения всегда можно взаимовыгодно договориться.

Вместе с тем, необходимо еще решить проблему открытия, и функционирования учебных центров при самих СРО. Создание собственных учебных центров СРО, по мнению руководителей СРО, минимизирует их финансовые затраты на обучение и тестирование своих членов СРО. И если в государственных учебных заведениях финансовая, налоговая и т.п. политика определяется государственными органами и их требования для образовательных организаций – закон, то СРО в своих ОУ – «сами себе режиссер», поэтому почва для коррупции благодатная. В настоящее время в строительных вузах подготовка, переподготовка и повышение квалификации строителей составляет чуть более 50% общего объема контингента обучающихся, в учреждениях СПО и того меньше – около 20-30%, так что есть очень большой резерв в расширении этой образовательной деятельности в вузах и ССУЗАХ, а не в «самопальных» ОУ при СРО.

В настоящее время в строительном комплексе складывается стройная отраслевая система профессионального образования специалистов, которая по горизонтали объединяет профильные вузы и ссузы в ассоциации (объединения), а по вертикали территориальные консорциумы (кластеры). В рамках этой системы начинают активно реализовываться так называемые Центры коллективного пользования, на базе образовательных ресурсных центров, а также выставочных и образовательных комплексов передовых фирм строительной сферы. Именно такие Центры позволяют объединить усилия профессиональных образовательных учреждений всех уровней с работодателями и местными органами власти для организации эффективной современной учебы как специалистов и рабочих строительной отрасли, так и преподавателей вузов и ссузов.

Существенную роль работодатели и их объединения играют при отраслевой аккредитации образовательных организаций. Причем в строи-тельной отрасли. Российский союз строителей, национальные объединения саморегулируемых организаций и другие профильные профессиональные сообщества могут проводить общественную аккредитацию, как отдельных учреждений профессионального образования, так и в целом ассоциации строительных высших учебных заведений и ее региональных отделений. Сведения от аккредитованных профессиональных образовательных программ и их образовательных организаций заносятся в соответствующие реестры объединений работодателей, которые размещаются в открытом доступе в сети интернет.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» значительно расширяет границы взаимодействия учебных учреждений с работодателя-ми, требует от образовательных организаций теснейшего взаимодействия с ними как при разработке учебных программ, так при их реализации. Кроме этого на работодателей возлагается задача не только профессионально-общественной аккредитации программ, но и аттестация преподавателей, их реализующих, и итоговая аттестация специалистов, прошедших обучение.

Бородачев Владислав Владимирович – проректор по ДПО Ниже-городского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук.