АНО ДПО "ПИК"

Домой » История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России

История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России


УДК 378.1: 159.9

Т.Г МУХИНА, д-р пед. наук, проф.; Е. В. КОПОСОВ, чл.-кор. РААСН, д-р техн. наук, проф., зав. международной кафедрой ЮНЕСКО, ректор; В.В. БОРОДАЧЕВ, к. техн. наук, профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Россия, 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65.
Тел.: (831) 433-21-10; эл. почта: pdpo@nngasu.ru; tg-muhina@yandex.ru

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, история развития системы дополнительного образования в высшей школе, периодизация, социально-педагогическая система, консорциум.

Keywords: additional vocational training, history of development of system of an additional education in the higher school, a periodization, socially-pedagogical system, consortium.


В статье рассматривается история развития дополнительного профессионального образования в России с конца ХIХ – начало ХХI веков. На основе историко-ретроспективного анализа предложена периодизация формирования системы дополнительного образования в высшей школе. Консорциум образовательных учреждений рассматривается как перспективная форма отраслевого высшего профессионального образования.

In article the history of development of additional education in Russia from end ХIХ — the beginning of the XXI-st centuries is considered. On the basis of the historical-retrospective analysis the periodization and conditions of formation and development of additional higher vocational training as socially-pedagogical system is offered. The consortium is seen as a promising form of industry professional education


Важнейшим направлением комплексной модернизации сети профобразования и ее интеграции с ведущими научными организациями и бизнес структурами является создание крупнейших специализированных научных центров в сфере высшего образования, которые наряду с подготовкой специалистов всех уровней: бакалавров (с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов осуществляют выполнение научных исследований и разработок мирового класса, а также внедрение новых технологий в производство. Современный университет выполняет сегодня функции учебно-методического, научно-исследовательского, консалтинго-экспериментального центра, ведущими задачами которого является организация и координация подготовки и повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих кадров, специалистов, а также преподавателей и сотрудников университета и других учебных заведений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов.

Роль системы дополнительного профессионального образования в сложившихся условиях в формировании и развитии трудовых ресурсов России обозначена в «Законе об образовании в Российской Федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), где в статье 76 «Дополнительное образование» записано, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1].

Формирование системы дополнительного профессионального образования в высшей школе имеет длительную историю. Процесс становления и развития системы дополнительного профессионального образования в России есть результат историко-культурного развития образования под воздействием ряда доминирующих факторов (исторических, социально-экономических, политических, педагогических), который следует рассматривать на историческом фоне становления и развития научно-педагогических идей, концепций, теорий, педагогических течений, соответствующих разным периодам развития истории педагогики и образования. С целью определения дальнейших перспектив развития изучаемой системы проведен историко-ретроспективный анализ особенностей и условий становления и развития системы дополнительного профессионального образования в высшей школе на историческом фоне развития научно-педагогических идей, концепций, теорий, педагогических течений [2]. Проведенный анализ позволил создать периодизацию, раскрыть основные характеристики и выделить основные тенденции (направления) процесса развития дополнительного профессионального образования XIX–XXI вв.

Периодизация исторического процесса становления и развития дополнительного профессионального образования основывается на этапах реконструкции развития структурных компонентов дополнительного профессионального образования как открытой социально-педагогической системы [3]. Краткая характеристика каждого периода представлена в таблице 1. Процесс исторического становления и развития системы дополнительного профессионального образования сопряжен с систематическим возникновением качественно новых предпосылок, тенденций и социально-экономических, политических и общепедагогических условий, обогащающих структурные компоненты системы дополнительного профессионального образования, что характеризует ее открытость и мобильность. Предложенная нами периодизация позволяет историю отечественной системы дополнительного профессионального образования описать как феномен, изучение которого позволяет сформулировать концептуальные положения совершенствования современной системы дополнительного профессионального образования, ориентированного на создание ассоциаций и объединений, обеспечивающих преемственность дополнительных образовательных программ всех уровней и расширяющих спектр предоставляемых ими образовательных услуг.

Таблица 1

Периоды развития дополнительного профессионального образования в России

Периоды Краткая характеристика периода Ведущие тенденции
1 2 3 4
I рубеж ХIХ–ХХ вв. формирования предпосылок и отдельных элементов будущей системы дополнительного профессионального образования: открытие институтов последипломного образования; внешкольное профессиональное образование взрослых, формальные и неформальные виды дополнительного образования преподавательского состава вуза и др. в области методологии выявлена тенденция приоритетности национального образования, ее направленность на общечеловеческие ценности, что, однако, не исключало опоры на гуманистическую ориентацию образования
II 1917-1940-е гг. становление системы повышение квалификации и переподготовки кадров как элементов дополнительного профессионального образования, обусловленное социально-экономическими и идеологическими условиями; формирование самостоятельных форм, методов обучения и управления реализация принципа сближения теоретического обучения и производственной практики с жизнью, а также направленность обучения на «всеобщее обучение», «постоянное переучивание»
III 1941 -до начала 1960-х гг. ХХ в. внедрение в систему повышения квалификации и переподготовки новых форм обучения, ориентированных на обеспечение связи обучения с производством; расширение специальностей в области дополнительного высшего образования в основном за счет отраслей оборонной промышленности доминирование организации повышения квалификации и переподготовки высококвалифицированных кадров без отрыва от производства
IV 1960-е до сер.1980-х. гг. ХХ в совершенствование системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли; развертывание сети структурных подразделений вузов, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку специалистов развитие системы дополнительного профессионального образования связано с разработкой концепции непрерывного профессионального образования и является приоритетным направлением профессионального образования в данный период
V вторая половина 1980-90-е. гг. выделение самостоятельной институциональной основы «системы дополнительного профессионального образования», обогащение методов, принципов и форм образования; направленность процесса обучения на творческое развитие личности в условиях непрерывного образования постепенно складывающиеся концептуальные позиции ученых, характеризующие роль дополнительного профессионального образования как социального института, не только подготавливающего кадры для народного хозяйства, но и формирующего интеллектуально-творческий потенциал общества. Доминирующие позиции дополнительного технического образования сменяются спектром образовательных программ гуманитарного знания
VI нач. ХХI вв. – по настоящее время реформирование дополнительного профессионального образования в единое образовательное пространство в условиях интеграции России обусловлены глобальными и интеграционными процессами разной направленности, ориентацией европейских государств и США на международное сотрудничество: превалирование методологических идей, обосновывающих взаимодействие личности и общества, активное предоставление востребованных обучающимися дополнительных платных образовательных услуг в государственных и негосударственных образовательных учреждениях

В современных условиях реформирования высшего профессионального образования претерпевают изменения все компоненты изучаемой системы от содержания образовательных программ и осуществления преемственности на всех уровнях высшего образования до изменений функций отдельных видов учреждений дополнительного профессионального образования. Недостаток финансирования, несовершенство законодательно-нормативной базы в области дополнительного профессионального образования обусловили некоторые кризисные явления в функционировании институтов повышения квалификации как отдельных самостоятельных юридических лиц.

Анализ материалов региональных и всероссийских конференций городов Москва, Санкт-Петербург, Ростов — на Дону, Томск, Кемерово и др. показал, что деятельность институтов повышения квалификации признана в ряде регионов неэффективной на сегодняшний день.

В связи с этим в условиях становления инновационной экономики России большое значение приобретает процесс трансформирования и объединения ключевых образовательных институтов повышения квалификации с высшими образовательными учреждениями, с органами власти и бизнеса. Формируются союзы или ассоциации ВПО, ДПО, СПО и НПО, направленные на межрегиональное взаимодействие. Необходимость укрупнения вузов, их интеграция вызваны и тем обстоятельством, что в мировом образовательном пространстве сформировалась тенденция, когда приоритет отдается крупным академическим образованиям, интегрированным с крупным научным учреждением.

В каждой отрасли производства есть определенная специфика подготовки кадров. Вместе с тем существует единая исторически обусловленная основа для подготовки трудовых ресурсов, на которой формируется вся система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного образования, объединенных общей концепцией непрерывного и профессионального образования.

Перспективным исторически обоснованным направлением развития профессионального (в том числе и дополнительного образования) в сложившихся экономических условиях является создание консорциумов образовательных учреждений. Консорциум образовательных учреждений (КОУ) – временное объединение нескольких образовательных учреждений разного уровня с целью совместного исполнения одного или нескольких образовательных научных, информационных, консалтинговых и других проектов. В его создании должны принимать участие учреждения, организации и предприятия, имеющие намерения в подготовке собственных кадров на базе данного КОУ и в финансировании его деятельности. КОУ не является юридическим лицом и создается на основании письменного договора между всеми его участниками [4].

Из состава КОУ выделяется головное государственное учреждение образования, чьи права, статус и привилегии распространяются на права, статус и привилегии партнеров. Остальные члены КОУ являются базовыми для исполнения совместных проектов, путем привлечения персонала, материально-технической базы, предоставления юридического адреса и банковских счетов. Все учреждения консорциума сохраняют свою самостоятельность. В состав Совета КОУ должны входить специализированные учебные заведения начального, среднего, высшего и дополнительного профобразования, базовые предприятия и организации, общественные объединения работодателей и представителей общественных организаций и др. [5]. Подготовка кадров в учебных комбинатах, учреждениях НПО, СПО, ВПО и ДПО в субъектах Федерации должна проводиться в тесном взаимодействии с базовыми проектными институтами, профильными организациями и предприятиями, органами государственной исполнительной власти с учетом их потребности в кадрах и уровню профессиональной подготовки.

О потенциальных возможностях данной организационной формы в высшем образовании свидетельствуют высокие результаты работы зарекомендовавших себя на рынке труда и образовательных услуг консорциумов. В частности об эффективности консорциумов свидетельствует положительный опыт работы объединений (с функциями консорциумов), созданных в 90-е г. ХХ в.: «Российская ассоциация бизнес- образования», «Открытый университет Западной Сибири», «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», Международная академия открытого образования, «Открытый образовательный консорциум ЛИНК», включающий в свою сеть 77 региональных центров в городах России, СНГ и Балтии (создан в1999 г.). В 2000 – 2012 гг. были также созданы образовательные консорциумы: «Среднерусский университет», сетевая структура ОАО НК «Роснефть», включающая в себя сеть вузов, школ и научных учреждений и базового «Сибирского открытого университета», некоммерческое партнерство «Нижегородский строительный образовательный консорциум» — региональный учебно-научный, информационный и производственный комплекс учебных заведений, реализующих учебные программы строительного профиля всех образовательных уровней и многие другие. В рамках работы консорциумов реализуются также международные образовательные и научно-исследовательские программы и проекты; выделяются гранты и устанавливаются стипендии обучающимся, педагогам и научными сотрудникам в других странах и международных организациях; осуществляется обмен между всеми участниками образовательного процесса, обучение за рубежом; широко используются Интернет-технологии и др.

В этих условиях появляется новая масштабная организующая и координирующая роль системы дополнительного профессионального образования, прежде всего вузов, и саморегулируемых организаций — участников производственного цикла по обучению, аттестации и сертификации специалистов и организаций. Результаты историко-ретроспективного анализа, научных экспериментальных исследований, изучения опыта работы консорциумов образовательных учреждений по проблеме развития системы дополнительного профессионального образования показывает, что путём расширения и совершенствования системы дополнительного профессионального образования и усиливая ее роль в непрерывном процессе обучения в условиях мирового образовательного пространства можно значительно поднять эффективность и результативность профессионального образования, снизить социальную напряжённость в обществе, успешно решать глобальные социально-экономические задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Мухина, Т. Г. Становление и развитие дополнительного профессионального образования (на материале Нижегородского региона): монография / Т.Г. Мухина. – Н.Новгород.: Изд-во ООО «Принт ЕС», 2011. – 184 с.
  3. Мухина, Т.Г. История становления и развития дополнительного высшего профессионального образования в России / Т.Г. Мухина // Известия Сам НЦ РАН. – 2011. – Т.13. – №2(5). – С. 1116 – 1119.
  4. Копосов, Е. В., Бородачев, В. В. Некоммерческое партнерство Нижегородский строительный образовательный консорциум – многопрофильный центр прикладных квалифицированных кадров строительного комплекса региона / Е.В.Копосов, В. В Бородачев // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития» 31 мая-01 июня 2012 года – Н.Новгород: ИНИОН РАН, 2008.
  5. Копосов, Е. В., Бородачев, В. В. Инновационный подход к оптимизации сети образовательных учреждений Приволжского федерального округа, готовящих специалистов для градостроительной отрасли / Е. В. Копосов, В. В. Бородачев, // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. Сборник статей. Вып. 5. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008, С. 26–33

ПРИСТАТЕЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Полные сведения об авторах (на русском и английском языках):
МУХИНА Татьяна Геннадьевна
доктор.пед.наук, профессор кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Россия, 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65.
Тел.: (831) 433-21-10; эл. почта: tg-muhina@yandex.ru
MUKHINA Tatyana Gennadyevna
Doctor of education; professor of the chair of pedagogy and psychological
The Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
65 Iljinskaya str., 603950, Nizhny Novgorod, Russia. Тel.: +7 (831) 433-21-10;
e-mail: tg-muhina@yandex.ru

КОПОСОВ Евгений Васильевич
чл.-кор. РААСН, д-р техн. наук, проф., зав. международной кафедрой ЮНЕСКО, ректор
Koposov Evgeny Vasilievich
Doctor of education; professor, Head of the UNESCO Chair, rector

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович
к. техн. наук, профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Россия, 603950, г. Н. Новгород, ул. Гоголя, д. 1. Корп. 6. Тел.: (831) 433-21-10; эл. почта: pdpo@nngasu.ru
Borodachev Vladislav Vladimirovich
Candidate of Engineering Sciences, professor, Vice-rector of supplementary vocational education . Тел.: 433-82-59; эл. почта: pdpo@nngasu.ru;

2. HISTORY AND PROSPECTS DEVELOPMENT OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING IN RUSSIA

© Т.Г. Мухина, Е. В. Копосов, В.В. Бородачев, 2013